Грузовые перевозки грузов меняют лидеров среди компаний и направлений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГЛАВНАЯ СКЛАД ** управление складом ** техника для склада ** оборудование для склада ТРАНСПОРТИРОВКА ** река / море ** авиа ** ж/д дорога ** грузовик ЛОГИСТИКА ** стратегическое планирование ** управление запасами ** документооборот в логистике ** служба снабжения ** системы автоматизации ВЭД ** ИНКОТЕРМС ** Таможенные формальности БИБЛИОТЕКА ** книги для ознакомления ** полезные материалы ПОЛЕЗНОЕ
|
Грузовые перевозки грузов меняют лидеров среди компаний и направлений Российский рынок Грузовых перевозок грузов по итогам 2000 г. продемонстрировал убедительный рост, в очередной раз в своем развитии превзойдя рынок пассажирских перевозок (см. АТО N 32, стр. 14). Лидером грузовых перевозок грузов второй год подряд стал внутренний рынок - как регулярных, так и нерегулярных перевозок. Гораздо менее позитивные результаты демонстрируют международные Грузовые перевозки грузов, особенно ключевые для отечественных авиакомпаний «шопные» чартеры. Правда, в начале года диспозиция снова резко изменилась, лишний раз подтверждая - отечественный рынок Грузовые перевозки грузов по воздуху по-прежнему далек от стабильности, предсказуемости и планомерного развития Рената ЯМБАЕВА
Общий объем отправок почты и Грузовых перевозок грузов из российских аэропортов в 2000 г. составил 320 тыс. т (на 3,1% меньше, чем в 1999 г.), из них 15,7% занимают международные грузовые перевозки грузов. При этом настораживает тенденция к усилению позиций иностранных перевозчиков на рынке Грузовых перевозок грузов: по результатам 1999 г. их доля в отправках из российских аэропортов составляла 3%, тогда как в 2000 г. - уже 3,8%. Из первых 25 аэропортов по проходящему грузопотоку он вырос по итогам 2000 г. только у десяти, причем абсолютное большинство из них располагается в самом низу рейтинга по грузовым перевозкам грузов. Из крупных аэропортов, составляющих первую десятку, объемы обработанных грузов увеличило только «Шереметьево» (на 12%), правда исключительно за счет «входящего» груза - отправки грузовых перевозок грузов упали более чем на 15%, тогда как разгрузка выросла на 37,7%. Наибольшее падение по грузовым перевозкам грузов - на 20% - в 2000 г. продемонстрировал аэропорт «Домодедово». Здесь ситуация обратная - отправки увеличились на 11%, а разгрузка снизилась почти на 38%. Причиной этого, очевидно, послужили проблемы основной базовой грузовой авиакомпании «Домодедово» - «Ист Лайн». Регулярные линии подают надежды Рост объемов грузовых перевозок грузов отечественными авиакомпаниями в прошлом году составил 9,2% (рост грузооборота - 10,5%), причем темпы и направления изменений для разных типов грузовых перевозок грузов существенно отличаются. Так, грузопоток грузовых перевозок грузов по международным линиям в целом увеличился на 4%, но эта цифра складывается из двух принципиально разных тенденций по грузовым перевозкам грузов. На регулярных линиях объем грузовых перевозок грузов взлетел на 27%, до 115 тыс. т, но параллельно на чартерных он упал на 6,3%, до 186 тыс. т. Внутренний рынок грузовых перевозок грузов поднялся на 16%, до 238,3 тыс. т, при этом регулярные грузовые перевозки грузов росли в два раза медленнее, чем нерегулярные грузовые перевозки грузов (11 против 22%). Еще более показательны темпы изменения объема грузовых перевозок грузов на внутренних чартерах - он увеличился на 38%. В принципе, тенденции обнадеживающие - рост объемов регулярных грузовых перевозок грузов и увеличение их доли в общем грузообороте (с 40 до 43%), безусловно, говорит об упорядочении и «окультуривании» рынка. Это еще в прошлом году предсказывали грузовые брокеры и форвардеры, отмечавшие рост индивидуальных небольших отправок на регулярных пассажирских линиях (см. АТО N 29, стр. 15). Многие пассажирские авиакомпании заявляют о том, что намерены в дальнейшем уделять больше внимания догрузке своих рейсов с помощью грузовых перевозок грузов, хотя пока их достижения в этом направлении достаточно умеренные. Например, «Сибирь» по итогам 2000 г. произвела всего на 0,7% больше грузовых перевозок грузов, чем в 1999 г. Среди первой двадцатки перевозчиков по грузовым перевозкам грузов из традиционно пассажирских авиакомпаний представлено всего пять: «Аэрофлот», «Домодедовские авиалинии», «Красноярские авиалинии», «Сибирь» и «Дальавиа», причем первые три используют также и отдельный грузовой парк.
В числе лидеров по регулярным внутренним грузоперевозкам - «Домодедовские авиалинии», «Аэрофлот» (переместившийся в 2000 г. с третьего на второе место в рейтинге), «Красноярские авиалинии», «Дальавиа». По международным - «Аэрофлот», «Ист Лайн», «Трансаэро», «Домодедовские авиалинии». Несмотря на положительную динамику развития регулярного грузового рынка в целом, практически абсолютно не продвинулся процесс открытия отечественными перевозчиками чисто грузовых регулярных линий - ни по России, ни на международных направлениях. По-прежнему статус регулярных имеет только ряд рейсов «Ист Лайн» и «Аэрофлота». Кроме того, чартеры на регулярной основе на Германию выполняют по заказу ряда курьерских компаний «Атран» и «Аэрофрахт» (см. АТО N 31, стр. 12). Фактически рынок экспресс-доставки (темпы роста которого в 2000 г. составили около 7,5%) сегодня выступает в качестве одного из катализаторов развития регулярных грузоперевозок в России, обеспечивая догрузку международных и внутренних пассажирских рейсов и в ряде случаев выступая заказчиком международных регулярных рейсов. Так, руководство российского подразделения компании TNT, одного из лидеров мирового и в особенности европейского курьерского рынка, в начале апреля заявило о планах по открытию в 2002 г. ежедневного грузового рейса из России в одну из европейских стран. Скорее всего он будет выполняться в партнерстве с одной из отечественных авиакомпаний, в качестве возможного кандидата сегодня называется уже имеющий подобный опыт «Аэрофрахт». «Аэрофлот», остающийся крупнейшим отечественным грузоперевозчиком (около 20% всего объема перевозок грузов российскими авиакомпаниями), продемонстрировал в 2000 г. рост, почти в два раза превышающий увеличение объемов рынка в целом, - 20%. Правда, в первые месяцы текущего года результаты работы перевозчика оказались гораздо скромнее, всего на 3% больше, чем в 2000 г. В первую очередь, «Аэрофлот» подвели чисто грузовые рейсы. Налет на Ил-76 упал по сравнению с первым кварталом прошлого года на 10% - по словам представителей авиакомпании, начали сказываться ограничения по эксплуатации самолетов, вводимые ЕС. А в середине года грузовой бизнес перевозчика ожидает еще одно потрясение - в августе заканчивается срок лизинга DC-10-30, единственного в России грузового самолета западного производства. Для «Аэрофлота» это чревато проблемами с выполнением рейсов по ключевому грузовому направлению - транзиту из Европы в Юго-Восточную Азию, в частности в Японию. Уже в прошлом году позиции компании на этом направлении были несколько подточены другим крупным отечественным авиаперевозчиком - компанией «Волга-Днепр». Напомним, что последняя осенью несколько изменила своему традиционному «негабаритному» рынку и выполнила на Ан-124 ряд перевозок генерального груза (в частности, игровых приставок Sony). По неофициальной информации, японская сторона осталась очень довольна и теперь настроена на продолжение сотрудничества. «Аэрофлоту» же с осени будет фактически не на чем осуществлять такие дальнемагистральные перевозки. По словам руководства компании, продлевать лизинг DC-10-30 на существующих условиях невыгодно. А поставка в «Аэрофлот» первого из трех запланированных самолетов Ил-96Т (с американскими двигателями и авионикой), как сообщают представители АК им. Ильюшина, откладывается, и новые сроки поставки пока не определены - это обусловлено отсутствием гарантий на кредиты для закупки двигателей и авионики. Если «Аэрофлот» не найдет достойной альтернативы DC-10-30, планы по открытию регулярной транзитной линии Юго-Восточная Азия - Европа, уже несколько лет вынашиваемые «Волга-Днепр» и рядом других отечественных грузоперевозчиков, могут наконец воплотиться в жизнь. В противном же случае эти грузопотоки будут перехвачены иностранными компаниями - например, теми же японскими ANA и JAL. Взлеты и падения чартерного рынка Еще менее стабильная ситуация сегодня складывается на чартерном грузовом рынке. Как уже отмечалось выше, «шопные» потоки, традиционно служившие основным источником дохода грузовых авиакомпаний, в прошлом году несколько снизились. На разных направлениях ситуация разная, но, по данным «Авиа и бизнес консалтинг», практически везде итоги и тенденции далеки от оптимистичных - как в 2000 г. по сравнению с 1999 г., так и в первые месяцы текущего года. Например, объем перевозок по Турции вырос всего на 1%, в январе же он упал на 8,5%. Грузопоток по Корее увеличился также всего на 1%, а по ОАЭ - упал почти на 50%. Ключевой для российских компаний китайский рынок по итогам 2000 г. «просел» на 8,6%, до 113 тыс. т, в январе снижение составило почти 6%. Перевозки на этом направлении в той или иной степени падают практически у всех основных игроков, хотя, безусловно, наиболее серьезное положение у авиакомпании «Ист Лайн», чьи позиции лидера отечественного грузового авиарынка (особенно по «шопным» потокам) в прошлом и начале этого года серьезно пошатнулись в результате настойчивого внимания к компании со стороны правоохранительных органов и спецслужб. Несмотря на отсутствие публичных данных по развитию конфликта и сформулированных обвинений, очевидно, что перевозчик до сих пор находится под прессом и в этом году вряд ли сможет восстановить объемы работ на этом рынке. Возможно, они будут частично восполнены работой на европейских направлениях и в рамках контрактов с ООН. Еще одним следствием падения объемов «шопных» рейсов в Китай может стать замедление роста и удорожание чартерных грузоперевозок по России, которые достаточно тесно связаны с китайскими потоками (см. АТО N 28, стр. 16 и АТО N 29, стр. 22). Самостоятельная ценность внутренних чартеров, в основном связанных с северным завозом (и поэтому в просторечии часто называемых «колбасными рейсами»), для авиакомпаний невелика, поскольку без «шопного» плеча их экономическая эффективность существенно ухудшится. Конечно, не все так печально. Среди ведущих игроков чартерного рынка, безусловно, есть и компании с обнадеживающими результатами работы. Так, «Атлант-Союз», занимающий по итогам 2000 г. третье место среди первых двадцати перевозчиков по грузообороту, увеличил объем перевезенных грузов на 4% (до 35,17 тыс. т), грузооборот - на 5,83%. При этом 80-85% грузопотока авиакомпании приходится на международные рейсы. На внутреннем рынке в прошлом году восходящей звездой стало Мирнинское авиапредприятие, осуществляющее по преимуществу обслуживание нужд алмазодобывающей компании «АЛРОСА». Грузопоток перевозчика за прошлый год вырос более чем на 30%, до 32,15 тыс. т. Правда, стоит отметить, что это скорее «корпоративная» авиакомпания, нежели полноценный игрок свободного рынка. Рост объемов работ грузовых авиакомпаний наблюдается и в целом на некоторых направлениях. Например, по Италии он составил 34%, хотя общие объемы этого рынка крайне невелики (в 2000 г. - 9 тыс. т). Общий грузопоток по Европе вырос также на 33-34% и достиг 28,6 тыс. т. Однако насколько эти тенденции смогут компенсировать потери на основных «шопных» рынках, сегодня с уверенностью сказать нельзя.
Статистические показатели работы российских авиапредприятий на грузовом рынке
Первая десятка авиакомпаний по объемам перевозок грузов и почты на регулярных внутренних линиях
Первая десятка авиакомпаний по объемам перевозок грузов и почты на регулярных международных линиях
Первая десятка авиакомпаний по объемам перевезенных грузов и почты на нерегулярных международных линиях
Первая двадцатка российских авиакомпаний по общему объему грузовых перевозок грузов
Первая двадцатка авиакомпаний по объемам грузовых перевозок грузов на международных линиях (регулярных и нерегулярных)
Первые 25 российских аэропортов по объемам обработки грузов и грузовым перевозкам грузов
Таки образом рынок грузовых первозок грузов стремительно растет и ожидается его дальнейший рост в будущем, так как грузовые перевозки грузов растут вместе с ростом экономики. Если товарооборот будет увеличиваться, то и грузовые перевозки грузов вырастут.
№33 март/апрель 2001 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О
проекте | Карта
сайта | Контакты
| ©2007 logist.com.ua, property of AV-exim (Kiev/UA) company |